статья
Распространённые ошибки начинающих коллекционеров: как собрать коллекцию, а не винегрет из старинных предметов.

Приветствую! Я Дарья Сурина, антиквар с более чем 13-летним опытом, совладелица антикварного магазина в Москве, в этой статье разберу ошибки начинающих коллекционеров. Когда-то я тоже собирала свою первую коллекцию старинных предметов и столкнулась с трудностями, и это был не вопрос о том, где купить антиквариат, а что именно покупать?

Давайте разбираться.


1 ошибка:

начинающие коллекционеры частенько не понимают цель коллекционирования. Именно на этот вопрос нужно ответить себе, прежде чем покупать какие-то предметы. Для чего вы коллекционируете? Вам просто нравится антикварная фарфоровая посуда? Вы хотите научиться красивой инстаграмной винтажной сервировке, не заботясь о возрасте предметов, главное - эстетика? Или вы - поклонник анималистических сюжетов и собираете только их?

Определив цель, вы сможете составить свою личную стратегию коллекционирования и искать именно нужные вам предметы, не поддаваться эмоциям на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Поверьте, это позволит вам сэкономить немало денег.


2 ошибка:

начинающие коллекционеры не могут выделить какую-то “связующую нить” своей коллекции, что-то, что объединяет предметы всех эпох и стилей. Для того, чтобы собрать хорошую коллекцию, нужно обязательно найти что-то общее, что связывает все предметы. Иначе ваша коллекция будет напоминать просто ассорти из красивых винтажных предметов и не иметь никакой ценности.


3 ошибка:

начинающие коллекционеры часто копируют коллекции своих знакомых, пытаясь найти предметы, которые они уже где-то видели. Однако коллекционирование - это процесс, отражающий внутренний мир владельца коллекции, душевные склонности, ценности. Поэтому точно не стоит копировать какого-то известного коллекционера, блогера или пытаться собрать предметы, которые вы видели у кого-то на полке.

При этом начинающим коллекционерам часто мешают не только нехватка опыта, но и типичные заблуждения.


1.⁠ ⁠Полная опора на эксперта-антиквара.

Логика здесь простая: «Я не разбираюсь, лучше спрошу у специалиста - он точно не даст купить подделку». Увы, это подход изначально ошибочен.

Во-первых, даже высококвалифицированные эксперты могут ошибаться. Вспомним скандал с Третьяковской галереей в 2000-х, когда подделки выдавались за оригиналы признанных художников. Лично знаю коллекционера, который приобрёл множество таких работ, и теперь они пылятся у него на балконе.

Во-вторых, эксперт может быть недоступен в нужный момент: заболел, в отпуске, не отвечает на звонки или сообщения. А время может играть ключевую роль: вам предложили купить интересный предмет, нужно решать «здесь и сейчас», а совет получить не у кого. В итоге можно либо упустить настоящую жемчужину, либо купить подделку.

В-третьих, услуги хороших специалистов стоят дорого. Известный музейный эксперт может запросить от $1000 за одну консультацию, более «доступный» - от $300. Да и никто не будет круглосуточно находиться на связи только ради вас.

Наконец, вы рискуете упустить самое ценное - удовольствие от самостоятельного поиска, оценки и покупки. Ведь в таком случае коллекцию собирает уже не вы, а ваш эксперт.


2.⁠ ⁠Отсутствие глубокого интереса к теме

Вторая ошибка - не стремиться изучать предмет коллекционирования. Это открывает дорогу мошенникам: вам могут продать подделку или малоценный предмет по завышенной цене.

Без знания тонкостей вы не сможете отличить качественную вещь от посредственной, реставрированную от оригинальной, или просто понять, стоит ли конкретный предмет заявленной суммы. Коллекционер, не разбирающийся в предмете - лёгкая добыча для нечестных продавцов.


3.⁠ ⁠Игнорирование рынка и тенденций

Антикварный рынок - это живой организм, подверженный циклам моды и интереса. Сегодня на пике популярности один художник или стиль, завтра другой. Если вы покупаете только «модное», то рискуете переплатить и в будущем не сможете продать предмет даже за ту же сумму.

Следите за выставками, юбилеями, аукционами. Например, если через два года запланирована масштабная выставка художника, имеет смысл приобрести его работу до события, потом её стоимость может заметно вырасти. Аналогичная ситуация с коллекционными брендами, такими как Севр: ожидаемая выставка может вызвать рост интереса и цен.


4.⁠ ⁠Отказ от повышения уровня коллекции

Некоторые коллекционеры годами покупают предметы одного и того же уровня из-за страха потратить больше, попасться на подделку или просто из упрямства. Это ошибка.

Развитие коллекции предполагает ее постепенное улучшение. Это касается как качества, так и ценности предметов. Если вы хотите, чтобы ваша коллекция имела инвестиционную ценность, интерес для музеев или серьёзных покупателей, она должна быть разносторонней и содержать яркие, редкие экземпляры.

Будьте готовы выходить за рамки и, если появляется уникальный предмет, близкий по тематике, возможно, стоит сделать исключение.


5.⁠ ⁠Страх перед «дублями»

Многие избегают покупки предмета, если у них уже есть похожий. Однако, если новый экземпляр в лучшем состоянии, без реставраций и по хорошей цене, стоит его взять. Вы можете продать или обменять старый предмет, тем самым улучшив коллекцию.


6.⁠ ⁠Жёсткие рамки бюджета

Ограничивать себя в цене - понятное, но иногда вредное поведение. Настоящие шедевры редко попадаются по дешёвке. Да, можно иногда совершить удачную покупку, но рассчитывать на это постоянно наивно.

Хорошие предметы - это не массовое производство. Они уникальны, и шанс встретить их - редкость. Иногда лучше превысить свой бюджет, чем потом сожалеть об упущенной возможности.

Я как-то на антикварной ярмарке увидела статуэтку Мейсен 18 века в хорошем состоянии, но не купила ее, потому что, по-моему мнению, она была дорогой. Потом я долго ходила и думала, купить или нет. Вернувшись, я обнаружила, что статуэтку купили. Я осталась ни с чем. Потом долго искала такую же, находила, но цена была еще выше. Вывод: “дорого” - это не значит, что цена завышена, порой это просто дорого для вас. Так может лучше переступить через “свое дорого” и приобрести редкий коллекционный предмет?


7.⁠ ⁠Паника во время кризисов

В периоды кризиса многие теряют голову и начинают распродавать коллекции. Это стратегическая ошибка. Наоборот, кризис - лучшее время для покупок. Цены падают, продавцы становятся сговорчивее, и можно пополнить коллекцию по очень привлекательной стоимости. Главное, подходить к этому мудро, с заранее продуманным бюджетом и холодным расчётом.


8.⁠ ⁠Панический страх подделок

Это, пожалуй, самая распространенная психологическая ошибка. Страх перед подделками парализует действия, мешает делать покупки и тормозит развитие. Да, подделки - это наша реальность, с ней сталкиваются все. Даже опытные коллекционеры иногда ошибаются.

Но именно через ошибки приходит опыт. Главное - учиться, развиваться и не зацикливаться. Получайте удовольствие от процесса, ведь именно в этом главная суть коллекционирования.



Если вы хотите более глубоко разобраться в том, как собрать достойную коллекцию антиквариата, приглашаю вас на свою онлайн-лекцию “Как собрать коллекцию”. За три часа мы познакомимся с правилами создания коллекции, развеем основные мифы, связанные с коллекционированием и антиквариатом, посмотрим на ошибки, а также узнаем, сколько денег нужно, чтобы собрать свою коллекцию антиквариата.


На лекции мы

  • Развеем основные мифы, касающиеся коллекционирования. Вы узнаете, нужно ли быть искусствоведом для того, чтобы собрать коллекцию; действительно ли коллекционирование всегда про большие деньги; правда ли, что этим нужно заниматься всю жизнь и что потом с этой коллекцией делать – ведь она никому не будет нужна.
  • Разберем пошагово, что нужно делать, чтобы собрать коллекцию. Определим, что вам нравится и что будет приносить удовольствие, из этого выделим самые инвестиционные темы, определим бюджет и узнаем где и как покупать.

Переходите по ссылке, чтобы ознакомиться с подробной программой лекции “Как собрать коллекцию”